Пневматическое и гидравлическое оборудование. Приводные системы.

Контактные данные
ООО «Кампневмомаш»
Телефон:
+7 (8552)78-02-29
Электронная почта:
info@kampm.ru
Адрес:
Республика Татарстан, г.Набережные Челны, ул. Ш. Усманова, д. 36А (41/18А)
Пневмооборудование
Главная Статьи Статьи о пневматике и гидравлике Основы пневмопривода Управляющие и регулирующие устройства

Управляющие и регулирующие устройства

Запорные элементы

 

К запорным элементам в пневмоавтоматике относятся устройства, обеспечивающие полное перекрытие потока сжатого воздуха, — обратные клапаны, пневмозамки, вентили.

Обратные клапаны устанавливают в тех линиях пневматической системы, где требуется обеспечить свободное протекание потока сжатого воздуха в одном направлении и полное его перекрытие — в обратном (рис. 1).

 

Рис. 1. Обратный клапан

обратный клапан 

 

Герметичное закрытие клапана при движении потока в обратном направлении обеспечивается не только встроенной пружиной, но и воздействием давления сжатого воздуха на его запорно-регулирующий элемент.

Символ пружины включают в условное графическое обозначение обратных клапанов в том случае, когда необходимо подчеркнуть следующее: клапан открывается при условии, что давление на входе превышает дав­ление на выходе и давление пружины.

Обратные клапаны, которые при подаче управляющего сигнала на встроенный в их корпус приводной меха­низм могут быть принудительно открыты, называются пневмозамками (рис. 2).

 

Рис. 2. Пневмозамок и примеры его применения

 пневмозамок и примеры его применения

 

Через пневмозамок воздух свободно проходит из канала 1 в канал 2 (рис. 2, а), тогда как в обратном направ­лении — только при наличии сигнала в канале управления 21. При этом во втором случае шток 2 миницилиндра (площадь поршня 1 которого больше площади клапана 3 принудительно снимает клапан 3 с седла, тем самым обеспечивая возможность протекания воздуха из канала 2 в канал 1.

Обычно пневмозамки применяют в системах позиционирования, т. е. для останова и удержания пневмоцилиндров в любом промежуточном положении, а также для предотвращения самопроизвольного опускания што­ков вертикально установленных пневмоцилиндров. В схеме с 5/3-пневмораспределителем (рис. 2, б) оба пневмозамка в исходном состоянии закрыты, поскольку их каналы управления соединены с атмосферой через распределитель. При переключении распределителя один из пневмозамков (расположенный в линии сброса отработавшего воздуха) открывается автоматически, т. к. в его канал управления поступает сигнал из линии, по которой сжатый воздух подается к цилиндру.

Во фрагменте схемы с 5/2-пнемораспределителем, показанном на рис. 2, в, пневмозамки открываются при подаче внешнего управляющего сигнала.

Для запирания магистральных трубопроводов или отсечения отдельных ветвей пневмосистемы применяют различные вентили. В шаровых кранах (рис. 3) поток сжатого воздуха полностью перекрывается при пово­роте запорно-регулирующего элемента (шара с выполненным в нем сквозным отверстием) на 90°.

 

Рис. 3. Шаровые краны:

 

 

а) с ручным управление; б) с пневматическим управлением

Запорная арматура с пневматическим управлением широко применяется в автоматизированных производствах, содер­жащих разветвленную сеть трубопроводов, например в пищевой, химической и других отраслях промышлен­ности.

 

2. Устройства регулирования расхода

 

Расход сжатого воздуха в пневмоприводах регулируют с целью управления скоростями движения выходных звеньев исполнительных механизмов.

Простейшим пневматическим элементом, позволяющим регулировать расход воздуха, является дроссель. Дроссель — это устройство, обеспечивающее существенное уменьшение площади проходного сечения кана­ла, по которому движется сжатый воздух. Установка дросселя в пневмолинии приводит к возникновению до­полнительного местного сопротивления движению потока воздуха, что и обусловливает снижение расхода.

По существу, дроссель представляет собой щель некоторой длины, имеющую определенные размеры про­ходного сечения. При этом площадь последнего в зависимости от конструктивного исполнения дросселя либо остается постоянной, либо может изменяться путем вращения регулировочного винта. Соответственно дроссель будет называться либо постоянным (рис. 4, а), либо регулируемым (рис. 4, б).

 

Рис. 4. Пневмодроссели:

а — постоянный; б — регулируемый 

 

Если длина щели превышает ее диаметр, дроссель принято называть ламинарным, в противном случае — турбулентным.

При установке дросселя в трубопроводе расход воздуха будет снижаться при протекании потока в любом из двух возможных направлений. Если возникает необходимость регулировать расход только в одном из них и обеспечить свободное протекание потока сжатого воздуха в обратном, то в пневмолинию устанавливают дрос­сель с обратным клапаном (рис. 5).

 

Рис. 5. Пневмодроссель с обратным клапаном

 

В нормальном состоянии тарельчатый обратный клапан 5, в центральной части которого выполнено дрос­селирующее отверстие 3, прижат к седлу 4 пружиной 2. В случае, когда сжатый воздух поступает из канала А в канал В, он протекает только через это отверстие, проходное сечение которого следовательно, и расход) можно изменять посредством регулировочного винта 1. Движение воздуха в обратном направлении сопровож­дается подъемом обратного клапана с седла, что позволяет потоку беспрепятственно протекать из канала В в канал А.

Таким образом, поток воздуха дросселируется при движении через дроссель с обратным клапаном в одном направлении и свободно протекает через обратный клапан при движении в противоположном направлении.

Обычно на корпусах пневматических дросселей с обратным клапаном присутствует условное графическое обозначение, на котором расположение обратного клапана относительно присоединительных отверстий стро­го соответствует его позиции в реальной конструкции. Иногда обозначение заменяют стрелкой, указывающей направление дросселирования потока.

Рассмотрим примеры использования дросселей и дросселей с обратным клапаном для регулирования ско­рости движения штока пневмоцилиндра одностороннего действия (рис. 6).

 

Рис. 6. Регулирование скорости движения штока пневмоцилиндра одностороннего действия

 

 

При установке регулируемого дросселя без обратного клапана (рис. 6, а) скорости прямого и обратного ходов взаимосвязаны, поскольку и входящий в цилиндр, и исходящий из него потоки воздуха проходят через одно и то же сечение дросселирующей щели.

С целью регулирования скорости выдвижения штока (рис. 6, б) необходимо применять дроссель с обрат­ным клапаном, причем последний должен быть закрыт при поступлении воздуха в цилиндр. Для регулирования скорости втягивания штока (рис. 6, в) дроссель необходимо устанавливать таким образом, чтобы натекаю­щий воздух свободно поступал в цилиндр через обратный клапан и вытекал из него через дроссель.

Управлять скоростью выходного звена пневмоцилиндров двустороннего действия можно дросселировани­ем воздуха в линии нагнетания (регулирование на входе) или выхлопа (регулирование на выходе). Для приме­ра рассмотрим регулирование скорости прямого хода.

При дросселировании натекающего воздуха (регулирование на входе — рис. 7, а) рабочая полость за­полняется медленно, столь же медленно возрастает и давление в ней. В связи с этим давление в рабочей полости сильно зависит от колебаний значений нагружающего усилия, а восприятие цилиндром попутной на­грузки (направление действия которой совпадает с направлением движения штока) становится практически невозможным.

 

Рис. 7. Регулирование скорости движения штока пневмоцилиндра двустороннего действия

 

 

По этой причине скорость движения штока пневмоцилиндра двустороннего действия регулируется преиму­щественно дросселированием воздуха, вытекающего из исполнительного механизма (регулирование на выхо­де — рис. 7, б). Сжатый воздух при такой схеме включения дросселя с обратным клапаном свободно посту­пает в поршневую полость цилиндра, тогда как в штоковой создается «подпор», тормозящий поршень. При этом в обеих рабочих полостях поддерживается высокий уровень давления, что обеспечивает плавный ход поршня, практически не зависящий от колебаний значения нагружающего усилия.

Для независимого регулирования скоростей прямого и обратного ходов дроссели с обратными клапанами устанавливают в обеих пневмолиниях, подсоединенных к цилиндру (рис. 7, в). При такой схеме установки сжатый воздух свободно проходит в рабочие полости цилиндра через обратные клапаны и вытекает через дроссели, создающие сопротивление отработавшему воздуху.

На представленной схеме оба дросселя с обратным клапаном регулируют скорость прямого хода цилиндра, в то время как скорость обратного хода регулированию не поддается.

Часто дроссели, как устройства регулирования скорости движения выходного звена, устанавливают непосредственно на этом механизме либо на исполнительном распределителе. В таких случаях применяют вворачиваемые конструкции (рис. 8).

 

Рис. 8. Вворачиваемые дроссели:

а — дроссель с обратным клапаном;

б — выхлопной дроссель

 

 

Дроссели с обратным клапаном (рис. 8, а) ввинчивают в места установки пневматических соединений на исполнительных механизмах, а выхлопные дроссели (рис. 8, б), представляющие собой пневмоглушители с встроенной дроссельной иглой, — в выхлопные отверстия пневмораспределителей.

Применение выхлопных дросселей становится неэффективным, если линия подвода воздуха от пневмо-распределителя к исполнительному механизму имеет значительную длину. Этот факт объясняется тем, что объем, в котором сжимается воздух (выхлопная полость цилиндра и трубопровод), оказывается настолько большим, что перемещение поршня уже не вызывает в нем повышения давления в той мере, в какой это требуется для обеспечения эффективного регулирования скорости движения выходного звена.

На принципиальных пневмосхемах, при использовании позиционных обозначений в виде цифровых индек­сов, устройствам, регулирующим скорость, присваиваются трехзначные индексы. Разделенные точкой первые две цифры этих индексов указывают на исполнительный механизм, скорость движения которого регулируется (рис. 9). В индексе четная цифра после точки означает, что устройство задействуется в процессе выдвижения штока цилиндра, а нечетная — в процессе втягивания.

 

Рис. 9. Регулирование скорости движения штока пневмоцилиндров

 

 

На первый взгляд, можно сделать однозначный вывод о том, что исполнительный механизм будет двигаться с максимально возможной скоростью, если в его выхлопной магистрали отсутствуют дросселирующие устрой­ства. Однако нельзя забывать, что пневмолинии представляют собой «гидравлические» сопротивления на пути сжатого воздуха. Чтобы отработавший воздух был сброшен в атмосферу, его необходимо «продавить» как минимум через трубопроводы и исполнительный распределитель. Поэтому очевидно следующее: максималь­но возможную скорость исполнительный механизм разовьет лишь в том случае, если сброс воздуха в атмосфе­ру будет осуществляться непосредственно за его рабочей полостью. Реализовать этот вариант можно путем применения клапана быстрого выхлопа (рис. 10), который, с одной стороны, свободно пропускает сжатый воздух к исполнительному механизму, а с другой — сбрасывает отработавший воздух непосредственно в ат­мосферу.

 

Рис. 10. К лапан быстрого выхлопа 

 

 

При подаче сжатого воздуха в канал А запорный элемент смещается в сторону отверстия выхлопа R и перекрывает его, освобождая путь в канал В. Подача воздуха в канал В сопровождается перекрытием канала А . е. отсечением присоединенных пневмолиний) и сбросом отработавшего воздуха в атмосферу через канал R. (Обратим внимание, что условное графическое обозначение клапана быстрого выхлопа четко отражает принцип его функционирования.)

Клапаны быстрого выхлопа на принципиальных пневматических схемах также обозначают трехзначными цифровыми индексами (рис. 11).

 

Рис. 11 Принципиальная пневматическая схема с клапанами быстрого выхлопа

 

 

Регулирование скорости движения исполнительных механизмов не ограничивается только использованием дросселей и клапанов быстрого выхлопа. Существует множество схемных решений с применением клапанов давления, дополнительных емкостей, внешних тормозных устройств и др.

 

Устройства регулирования давления

 

Поддер­жание заданного давления в рабочих полостях исполнительных механизмов обеспечивает постоянство разви­ваемого ими усилия либо скорости движения выходного звена, что является обязательным требованием при создании многих технологических установок.

Задачи регулирования давления в пневматических системах решаются посредством клапанов давления: предохранительных и редукционных

Назначение предохранительных клапанов (рис. 12, а) заключается в предотвращении по­вышения давления в контролируемых точках сверх заданного уровня путем автоматического сброса части сжатого воздуха в атмосферу. Предохранительные клапаны устанавливают на специальных патрубках, присо­единительных трубопроводах или непосредственно на пневматических емкостях в местах, удобных для осмот­ра, монтажа и эксплуатации. При установке в пневматических системах клапаны настраивают на заданное давление и пломбируют.

Назначение редукционных пневмоклапанов (рис. 12, б, в) — поддерживать относительно стабильный уро­вень давления на выходе (ниже величины давления питания) независимо от колебаний давления, имеющих место в системе подачи воздуха перед клапаном, а также при изменении расхода воздуха за клапаном. Редук­ционные клапаны монтируют, как правило, в конкретных точках производственных установок либо они входят в составе блоков подготовки воздуха.

Принципиальные отличия между двумя рассмотренными типами клапанов состоят в следующем: предохра­нительные клапаны контролируют давление «перед собой», а редукционные — «за собой»; предохранитель­ные клапаны являются нормально закрытыми, тогда как редукционные — нормально открытыми (рис. 12).

 

Рис. 12. Пневмоклапаны давления:

а) предохранительный;

б) редукционный двухлинейный;

в) редукционный трехлинейный.

 

При выборе клапанов давления следует принимать во внимание следующие технические характеристики: диапазон рабочих давлений; диапазон температур; номинальный расход;

размеры присоединительных отверстий.

Традиционные варианты использования клапанов давления в пневматических системах представлены на рис. 13

 

Рис. 13. Пример использования пневмоклапанов давления

 

 

Предохранительный клапан 0.4 ограничивает уровень давления в ресивере 0.1, а клапаны 2.01 и 2.02 созда­ют «подпор» в рабочих полостях пневмоцилиндра 2.0. Посредством этих клапанов фактически регулируется скорость движения штока цилиндра 2.0. Подобная схема регулирования обеспечивает стабильность скорост­ных характеристик при изменении величины нагрузки.

Редукционный клапан 1.02 поддерживает на постоянном уровне усилие, развиваемое пневмоцилиндром 1.0 при прямом ходе. Чтобы обеспечить свободный возврат пневмоцилиндра 1.0 в исходную позицию, параллель­но редукционному клапану 1.02 устанавливают обратный клапан 1,01.

Обратим внимание, что предохранительные клапаны 2.01 и 2.02 отличаются по конструктивному исполне­нию от клапана 0.4, поскольку к их выхлопному отверстию можно присоединенить резьбовые соединения либо пневмоглушители (рис. 14).

 

Рис. 14 Предохранительный пневмоклапан

 

 

Предохранительный клапан ограничивает уровень давления сжатого воздуха, подводимого к каналу Р и воздействующего на подпружиненную мембрану 1 (рис. 14, б), в жестком центре которой установлен тарель­чатый клапан 2, перекрывающий проход к каналу А. Когда давление становится достаточным для преодоления усилия пружины, клапан открывается, пропуская сжатый воздух в канал А.

Кроме клапанов давления с ручной настройкой уровня контролируемого давления суще­ствуют также клапаны давления с внешним дистанционным управлением (рис. 15).

 

Рис. 15. Пневмоклапаны давления с внешним управлением

 

 

Управление может быть: 1) механическим — уровень давления зависит от положения некоторого технологи­ческого объекта, с которым орган управления клапаном связан кинематически (рис. 15, а); 2) пневматическим — уровень контролируемого давления задается значением давления в некоторой точке пневматической систе­мы (рис. 15, б); 3) пропорциональным — клапан регулирует давление пропорционально заданной силе тока или напряжению (рис. 15, в).

Клапаны с пропорциональным управлением являются наиболее универсальными с точки зрения возможно­стей автоматизации управления сложными технологическими объектами, поскольку в соответствующий анало­говый электрический сигнал можно преобразовать и перемещение, и давление также другие физические величины). Кроме того, применение клапанов давления с пропорциональным управлением позволяет осуще­ствлять программное управление уровнем давления в пневматической системе с помощью промышленных логических контроллеров.

В ряде случаев для уменьшения габаритов установок, оснащенных пневмоприводами, целесообразно пе­рейти на работу с давлением, уровень которого выше, чем в основной сети. С этой целью применяют усилите­ли давления (рис. 16).

 

Рис.16 Усилитель давления

 

 

Усилитель давления фактически представляет собой двухпоршневой компрессор с пневматическим приво­дом. Поршни перемещаются под действием сжатого воздуха, поступающего поочередно в одну из приводных (бесштоковых) камер. Реверсирование движения поршней осуществляется при достижении ими «мертвых то­чек» посредством встроенного 4/2-пневмораспределителя с двусторонним механическим управлением. Уровень давления на выходе задается с помощью регулятора давления и контролируется через канал обратной связи.

Давление, развиваемое усилителем, как правило, не превышает давления в пневмосети более чем в два раза, при этом расход сжатого воздуха, затрачиваемого на работу усилителя, составляет около 120% от расхода на его выходе.

При необходимости для сглаживания пульсаций давления на выходе усилителя устанавливают ресивер (рис. 17, а).

 

Рис. 17. Установка усилителя давления с ресивером

 

 

Если усилитель работает на ресивер (замкнутый объем), то для ускорения наполнения последнего парал­лельно усилителю встраивают обратный клапан (рис. 17, б). При этом усилитель начинает работать в тот момент, когда давление в ресивере становится равным давлению в пневмосети.

Подача сжатого воздуха в пневматические подсистемы в момент их подключе­ния к сети сопровождается внезапным повышением давления. Это может привести к резкому перемещению исполнительных механизмов и ведомых частей механизма при их выходе в исходную позицию. В результате опорные конструкции воспринимают значительные ударные нагрузки, что может привести к выходу оборудования из строя. Для обеспечения плавного повышения давления в пневмосистемах до заданного уровня применяют специальные блоки (рис. 18).

 

 Рис. 18. Блок плавного повышения давления

 

 

Блоки плавного повышения давления (рис. 18, а) могут быть выполнены на основе различных схемных решений в зависимости от условий функционирования конкретных установок. Так, блок, выполненный по схе­ме, показанной на рисунке 18, б позволяет осуществлять плавное нарастание давления в системе через регулируемый дроссель. При достижении заданного уровня давления срабатывает клапан последовательнос­ти, что обеспечивает дальнейшее свободное поступление воздуха в систему. Сброс воздуха из системы осуществляется резко (через обратный клапан).

Схемное решение, изображенное на рисунке 18, в, позволяет осуществлять плавное (нерегулируемое) повышение давления в системе до требуемого уровня через нерегулируемый дроссель клапана последова­тельности и плавный сброс (через регулируемый дроссель) воздуха из системы.

Часто для удобства эксплуатации такие блоки монтируют в составе блоков подготовки воздуха.

 

Пневмоклапаны последовательности

 

Помимо контроля положения исполнительных механизмов либо кинематически связанных с ними подвиж­ных частей машин нередко требуется также формирование управляющих сигналов на ос­нове информации о значении давления в определенных точках пневматической системы. В таких случаях говорят об управлении по давлению.

Устройства, преобразующие аналогово-пневматический сигнал на входе при достижении им заданной вели­чины в дискретный пневматический сигнал на выходе, называют клапанами последовательности или реле давления с пневматическим выходом (рис. 19).

 

Рис. 19. Пневмоклапаны последовательности

 

 

Условные графические обозначения пневмоклапанов последовательности могут различаться в зависимос­ти от их конструктивного исполнения. Так, клапан последовательности, показанный на рис. 19, а, представля­ет собой комбинацию предохранительного клапана с внешним управлением 1 и 3/2-пневмораспределителя с пневматическим управлением 7, включенных последовательно, что находит отражение в его условном обозна­чении. Напомним: штрихпунктирная линия, охватывающая обозначения нескольких пневматических элемен­тов, указывает на то, что эти элементы не являются самостоятельными аппаратами, а входят в состав объеди­няющего их устройства.

Давление в канале управления X должно быть таким, чтобы усилие, возникающее на мембране 3, было достаточным для преодоления усилия настроечной пружины 2. Как только это условие выполняется, открыва­ется пилотный клапан 4 и сжатый воздух начинает поступать к мембране 5 переключающего элемента 6 рас­пределителя 7. При срабатывании данного элемента происходит переключение пневмораспределителя 7, в результате чего в канале А появляется сигнал. Усилие настроечной пружины можно изменить путем вращения регулировочного винта.

Клапан, изображенный на рис. 19, б, выполнен на базе 3/2-распределителя с пневматическим управлени­ем. Порог срабатывания клапана настраивают смещением регулировочной втулки 3, на которую опирается пружина 2 приводного поршня 1. Перемещение втулки 3 сопровождается изменением усилия предварительно­го сжатия пружины 2 и обеспечивается вращением регулировочной гайки 4.

Следует обратить внимание на то, что активная площадь приводного поршня 1 (на которую воздействует контролируемое давление) резко увеличивается при его трогании с места из исходной позиции. Это означает, что даже постепенное повышение давления в канале X до некоторого порогового значения (величины настрой­ки) приводит не к плавному перемещению управляющего поршня, а к его резкому переходу в выдвинутое поло­жение, что обеспечивает четкое переключение пневмораспределителя.

При выборе клапанов последовательности необходимо принимать во внимание следующие технические характеристики:

— диапазон воспринимаемых давлений (максимальная и минимальная величины давления);

— точность настройки;

— стабильность работы (способность сохранять настройку давления срабатывания при многократных переключениях);

— величина гистерезиса (разница между давлением включения и давлением отключения);

— номинальный расход воздуха, протекающего через клапан.

 

27.01.2013, 53699 просмотров.